Эффективная организация работы отдела закупок фармкомпании в условиях неопределенности
Цифровизация и гибкость — новые стратегии закупок в фармацевтической отрасли
Современные вызовы в сфере закупок требуют от фармацевтических компаний не только гибкости, но и активного использования цифровых инструментов для оптимизации процессов. Прозрачность, контроль на каждом этапе, автоматизация процессов и адаптация фармпроизводств к изменениям стали ключевыми темами обсуждения на вебинаре «Эффективная организация работы отдела закупок фармкомпании в условиях неопределенности». Мероприятие состоялось 3 октября в рамках деловой программы PharmPRO и привлекло внимание 122 участников из России, Белоруссии, Украины и других стран.
Эксперты обсудили новые вызовы, с которыми сталкиваются отделы закупок фармацевтических компаний, а также поделились передовыми практиками обеспечения стабильных поставок в условиях неопределенности.
Глобальные вызовы и закупки в условиях изменений
Геополитическая ситуация требует гибкости в работе с поставщиками. Пандемия COVID-19, санкции и политическая нестабильность изменили цепочки поставок, создав дефицит материалов и заставив компании адаптироваться к новым условиям.
Открыл вебинар директор по управлению цепями поставок компании «ГЕРОФАРМ» Денис Дугин, поделившись своим опытом управления закупками в условиях неопределенности.
«Выживают те, кто ищет новые возможности ресурсы, взаимодействует как с Россией и Китаем, так и с другими странами, где идет рост. Они двигаются, но видно, что уровень рентабельности в 10-15%, на котором они жили, уже «съеден» стоимостью энергоресурсов и зарплат. Поэтому сейчас они живут не то, чтобы впроголодь, но за счет старых запасов, какой-то поддержки государства и на минимальной рентабельности. При этом коллапс продолжается и будет длиться. Поэтому уже даже международные компании начинают сознавать, что нужно решать эту ситуацию комплексно, а не просто сидеть с одним материалом, который у тебя всегда был в наличии и все было хорошо. Нужно внедрять аналоги, альтернативы. Как можно активнее подключать дополнительные ресурсы, людей и все, что необходимо», - подчеркнул Денис Дугин.
Он отметил, что ситуация в закупках сегодня требует новой стратегии и изменений в логистике. Особое внимание следует уделять поиску альтернативных источников поставок. Если ранее компании могли полагаться на одного крупного поставщика, то сейчас это стало практически невозможно.
Автоматизация процессов как ключ к успеху
Ключевые проблемы, с которыми сталкивается фармацевтическая отрасль, обозначила уполномоченное лицо АО «МираксБиоФарма» Виктория Астахова. Она отметила, что производство лекарственных средств требует строгого контроля, в частности из-за стандартов GMP, которые влияют на жизненный цикл поставок.
«Проблемы снабжения в разных отраслях схожи, но в случае с производством и оборотом лекарственных средств, на процесс управления снабжением значительно влияют стандарты GMP, практически на всех его стадиях. Уже начиная с инициации выбора поставщика, в процессе может быть задействовано любое структурное подразделение организации», — заявила Астахова.
Особый акцент эксперт сделала на важности контроля поставщиков различных услуг. Она также отметила, что работа с закупками затрагивает другие отделы, поэтому снабжение фармацевтического производства — это работа команды всех ключевых отделов производства.
В этой связи спикер отметила важность цифровизации в управлении снабжением фармацевтических предприятий.
Подробнее на преимуществах автоматизации закупочных процессов остановился директор методологии по цифровой трансформации снабжения компании «КОРПРЕШЕНИЯ» Сергей Колодин. Он рассказал, как современные инструменты позволяют упрощать и ускорять работу.
По его словам, видеть актуальную информацию о состоянии заказов и поставок всем участникам процесса дает возможность единая цифровая система управления снабжением. Она значительно снижает риски и повышает прозрачность закупочных процессов.
Кроме того, автоматизация рутинных операций позволяет высвободить ресурсы и улучшить управление закупками.
Планирование в условиях неопределенности
Текущие условия заставляют компании пересматривать свои подходы к долгосрочному планированию. Своим опытом по управлению закупками и планированию поделилась руководитель отдела закупок SUPPLEMENT.GROUP Екатерина Дегтярева.
Компания управляет шестью брендами в нише биологически активных добавок к пище и идет на рынок косметики. Эксперт рассказала об использовании цифровых платформ в работе с заказами на все бренды и поделилась опытом использования цифровых платформ:
«В своей работе я использую аналитику, вкладку планирование, где идет разбивка по брендам. Мы можем посмотреть, какая продукция выведена, какая находится в активной продаже, и далее смотрим наименование, наличие на складах и торговых площадках».
Стратегия будущего — гибкость
Компании должны быть готовы к изменениям, подчеркнул директор по управлению цепями поставок компании «ГЕРОФАРМ» Денис Дугин. По мнению спикера, опыт последних лет показал, что только те компании, которые быстро адаптируются к изменениям и становятся более гибкими, сохранят конкурентоспособность на рынке.
«Гибкость и готовность к изменениям — это ключевые факторы успеха. Мы должны уметь адаптироваться к новым реалиям и быть готовы к любым неожиданностям. Каждый вызов — это возможность для роста. Мы должны использовать любые изменения, чтобы сделать наши процессы более эффективными в новых условиях», — сказал он.
Вебинар, организованный сообществом PharmPRO, предоставил участникам ценные практические рекомендации по управлению закупками в условиях глобальной неопределенности.
Ознакомиться с докладами и кейсами спикеров более подробно можно на сайте сообщества PharmPRO.