На розничном рынке России было продано более 6 млн. шт. тонометров,

В 2023 г. на розничном рынке России (включая e-com сегмент) было реализовано порядка 6,03 млн. шт. тонометров (всех типов) на сумму 11,87 млрд. руб. (в розничных ценах, включая НДС). За год продажи выросли на 29% в натуральном выражении, при этом рублёвая динамика была заметно скромнее – всего на уровне 10%, подобная разница связана со стремительным сокращением среднего ценника на приобретаемые приборы, который в 2023 г. относительно показателей 2022 г. сократился почти на 15%. Это происходит в основном по причине экспериментов с ассортиментом, которые осуществляют крупные представители онлайн канала, реализующие небрендированную продукцию, если в 2022 г. на ноунеймы здесь приходилось только порядка 31% от натурального объёма продаж, то в прошлом году она выросла до 56%. Но и старый проверенный инструмент демпинга тоже, естественно, задействуется.

Общий натуральный объём продаж тонометров в e-com канале по итогам 2023 г. вырос в 2,4 раза, рублёвая же динамика не превышала 77%. В основном прирост обеспечили именно небрендированные приборы, продажи брендов в онлайне тоже заметно выросли, но динамика по ним заметно скромнее: +56% в штуках и порядка +43% в рублях. Общая же доля онлайн канала в 2023 г. достигла 36% от натурального объёма (+17% к результату 2022 г.) и порядка 24% в денежном выражении (+9%).

Оффлайн показывает рост натурального объёма продаж на уровне 2,1%, при этом остаться в стороне от ценовых войн ему уже не удаётся, средняя стоимость прибора за год тут тоже сократилась, правда всего на 4%, в итоге денежный объём продаж уходит в минус (-2%). В целом надо констатировать, что оффлайну в отношении тонометров пока удаётся обойтись без глобальных потерь, e-com в прошлом году массово не отбирал покупателей тонометров у аптечных сетей и нефармацевтической розницы, а развивался, привлекая новых потребителей, предлагая им дешёвые решения из категории ноунейм. Но надо полагать это только «первая часть марлезонского балета», тем более что покупатели других категорий медицинской техники для домашнего использования давно распробовали онлайн и покупают там в основном бренды.

Абсолютным лидером на розничном рынке тонометров в России в 2023 г. стала японская «Эй Энд Ди», суммарно по всем каналам компания объединяла 29,2% с точки зрения денежного и порядка 25,1% от натурального объёма продаж. При этом производитель демонстрирует достаточно скромную рублёвую динамику (+5% к 2022 г.) и внушительный рост продаж в штуках (+16%). Динамику определяла в основном модель UA-888. Второй результат с точки зрения денежного объёма продаж занимает «Омрон», но если здесь компания буквально дышит в спину лидеру с долей 28,6%, то по натуральному объёму продаж выходит по итогам прошлого года только на третью строчку, второе место уже оккупировала небрендированная продукция, доля которой в общем объёме рынка за период приближается к 20,8%.

Максимальную рублёвую и натуральную динамику относительно 2022 г. демонстрировала «ЙАМР Технолоджи» из китайского Шэньчжень, продажи за год выросли в 11,5 раз в рублях и в 14,1 раз в шт., производитель поставляет на российский рынок продукцию под маркой СберЗдоровье, впрочем, здесь речь пока идёт об относительно скромных объёмах порядка 5,6 тыс. шт. в год. Что касается крупных игроков, с продажами более 100 тыс. устройств в год, то тут отметим «Микролайф» (+13% в рублях и 12% в шт.), динамику в основном обеспечила модель BP 3AG1.