ТОП-20 компаний e-com сегмента российской фармацевтической розницы по итогам 1-3 кв. 2023 г.

Аналитики из RNC Pharma представили обновленный рейтинг компаний e-com сегмента российской фармацевтической розницы по итогам 1-3 кв. 2023 г.

Суммарный объём он-лайн продаж/бронирования продукции аптечного ассортимента (ЛП + парафармацевтика) в России по итогам 1-3 кв. 2023 г. достиг 236,6 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС). Динамика относительно аналогичного периода 2022 г. достигала 10,9% - это заметно выше, чем средняя динамика по российской фармрознице, которая показала прирост на уровне 7,1% с учётом нелекарственного ассортимента. Но всё же общие темпы развития в текущем году почти в 5 раз ниже, чем год назад, замедление динамики ощущается также и по сравнению с результатами 1-2 кв. 2023 г.

Общая выручка организаций, входящих в ТОР-20 по итогам анализируемого периода, достигла 213,4 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС), в общем объёме российского e-com канала, с учётом нелекарственного ассортимента, это порядка 90,2%. При этом надо констатировать заметный рост уровня концентрации в он-лайн канале, доля крупнейших игроков за минувший год выросла на 3,1%. Причины связаны с достаточно высокой динамикой, которую показывают большинство топовых компаний, так совокупно по ТОР-20 прирост был зафиксирован на уровне 14,8%. При этом только 6 компаний из двадцати демонстрировали динамику меньше средних показателей по e-com каналу и из них всего 3 игрока показали снижение общего объёма выручки относительно 1-3 кв. 2022 г.

Абсолютным рекордсменом с точки зрения динамики в ТОР-20 компаний вновь стала сеть «Алое», в анализируемом периоде продажи организации в рамках e-com сегмента выросли в 4,6 раза. Но тут, конечно, надо иметь в виду, что организация растёт со сравнительно низкой базы. Второй результат в топе показывает «Апрель» (+62%), сопоставимыми темпами наращивали выручку также сеть «Социальная аптека» (59%) и «Ютека» (57%). Хотелось бы так же обратить внимание на результаты компаний «Ригла» (27%) и «Еаптека» (17%), для топовых игроков это очень серьёзный результат, к тому же при определённых условиях здесь вполне может развернуться борьба за второе место в рейтинговой таблице.

Худший результат с точки зрения прироста продаж по итогам 1-3 кв. 2023 г. продемонстрировала «АСНА», за год выручка в он-лайн канале сократилась на 9%. Пока не смогла выйти в плюс и «Аптека.ру» - абсолютный лидер рейтинговой таблицы в анализируемом периоде продал на 4% меньше, чем в 1-3 кв. 2022 г. Примерно такой же результат показала «Планета здоровья» (-4%).

Сегмент доставки ЛП (без учёта бронирования с последующим самовывозом) по итогам 1-3 кв. 2023 г. глобального развития не получил, несмотря на формально продолжающийся эксперимент, транзакции, связанные с доставкой Rx-ассортимента, носят абсолютно единичный характер. Значимые изменения тут возможны только в случае переформатирования проходящего пилотного проекта. Понимание необходимости подобных корректировок в законотворческой среде присутствует, в частности в октябре 2023 г. группа депутатов Госдумы даже направила письмо в Правительство РФ с предложениями по расширению списка пилотных регионов и возможностью включения в дистанционную торговлю льготных препаратов, которые пациенты получают за счет бюджетных средств.

Продажи ОТС-препаратов с доставкой в 1-3 кв. 2023 г. демонстрируют рост на 16% в отношении денежного объёма и порядка 26% в натуральном выражении, но суммарная доля таких операций в общем объёме российского фармритейла не превышает 0,4%. К тому же в он-лайн канале довольно отчётливо наблюдаются признаки ценовой войны, скажем показатель инфляции тут в 1-3 кв. 2023 г. относительно аналогичного периода 2022 г. составил всего 3,8% притом что официальный показатель по всему рынку по данным Росстат за период приближался к 5,6%.

ТОР-20 аптечных сетей и объединений по доле продаж через собственные онлайн сервисы по итогам 1-3 кв. 2023

Компания*

Центральный офис

Объём валовых e-com продаж в 1-3 кв. 2023, млрд. руб.

Прирост продаж относительно 1-3 кв. 2022, %, руб.

Доля1 на розничном-коммерческом сегменте фармрынка (ЛП + не ЛП) по итогам 1-3 кв. 2023, %, руб.

1

Аптека.Ру

Новосибирск

51,8

-4

3,7

2

Ригла

Москва

22,4

27

1,6

3

Еаптека2

Москва

20,6

17

1,5

4

Апрель

Краснодар

15,7

62

1,1

5

Неофарм2

Москва

13,5

42

1,0

6

Здравсити

Москва

11,5

14

0,8

7

ОАС Эркафарм и Мелодия Здоровья2

Москва

10,9

20

0,8

8

АСНА2

Москва

10,0

-9

0,7

9

ИРИС

Москва

9,5

8

0,7

10

Ютека

Москва

9,3

57

0,7

11

Фармленд

Уфа

6,5

31

0,5

12

Аптечная сеть 36,6

Москва

5,8

8

0,4

13

Здоров.ру

Москва

5,5

12

0,4

14

Вита (Самара)2

Самара

5,2

14

0,4

15

Планета Здоровья2

Пермь

4,3

-4

0,3

16

Монастырев.рф

Владивосток

4,3

7

0,3

17

Имплозия2

Самара

3,4

31

0,2

18

Алоэ (Ранее Эдифарм)

С.-Петербург

1,8

366

0,1

19

ОЗОН3

Москва

1,0

-

0,1

20

Социальная Аптека2

Ростов-На-Дону

0,4

59

0,03

1 - доля рассчитана от суммарного объёма коммерческого розничного рынка ЛП и парафармацевтики РФ

2 - экспертная оценка

3 - экспертная оценка, учитывался оборот только лекарственного ассортимента

Источник RNC Pharma®: Рейтинг российских аптечных сетей