Онкогематологическая служба России: как улучшить доступность таргетной терапии?

Включение онкогематологиии в федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями» позволило увеличить объемы оказываемой медицинской помощи. Однако, несмотря на очевидные положительные сдвиги, онкогематологическая служба сегодня нуждается в дальнейшем расширении и совершенствовании.  Особого внимания требует вопрос доступности инновационной таргетной терапии для пациентов. Отсутствие современных жизнеспасающих средств в необходимых перечнях и моделях финансирования приводит к тому, что люди с онкологическими заболеваниями не доживают до момента получения препарата при индивидуальных закупках. Этим вопросам была посвящена специальная сессия недавно завершившегося в Москве конгресса «Право на здоровье», в рамках которой врачи-онкогематологи, организаторы здравоохранения и представители пациентского сообщества обсуждали пути решения существующих проблем.

Онкогематология стала частью проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» в 2020 году. Благодаря этому на данный момент объем оказываемой онкогематологической помощи вырос с 15-20 млрд до 40 млрд рублей.  «Онкогематология – это очевидный вызов для отечественного здравоохранения, так как в России ежегодно выявляется около 27 тыс. случаев злокачественных заболеваний крови. С 2020 года мы наблюдаем положительные изменения, которые сказались на доступности онкогематологической помощи. Так за прошедший период число случаев терапии выросло на 12%, а смертность от рака крови за последние 4 года упала на 18%. Очевидно, что развитие онкогематологической службы должно продолжаться, и не только в рамках федерального проекта, но также в рамках программ “14 ВЗН” и “Высокотехнологичная медицинская помощь”», – рассказала Валерия Гульшина, заместитель директора департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Минздрава России.

По словам Веры Троицкой, первого заместителя генерального директора НМИЦ гематологии Минздрава России, включение в федеральный проект уже повлекло за собой большой процент изменений. В частности, позволило улучшить лекарственное обеспечение за счет корректировки структуры финансирования и привлечения средств для закупки препаратов, увеличивающих продолжительность жизни пациентов, повысить качество диагностики, создать условия для обучения сотрудников и т.п. Тем не менее, специалисты уверены, что онкогематологическая служба нуждается в дальнейшем развитии либо в рамках уже существующих проектов, либо в формате отдельной специализированной программы. Необходимо продолжать развитие инфраструктуры и создавать гематологические центры, которые смогут проводить весь комплекс необходимых диагностических процедур, исследований и обеспечивать пациентов высокотехнологической терапией.

Несмотря на очевидные позитивные структурные изменения, подавляющая часть пациентов пока не наблюдает кардинальных сдвигов в качестве оказываемой медицинской помощи. «Мы, безусловно, видим, что государство старается развивать онкогематологическую помощь, тем не менее опросы пациентов говорят о том, что ее удовлетворенность не превышает 20%, как и 3 года назад, – заявила Лилия Матвеева, президент ОООИ «Всероссийское общество онкогематологии «Содействие». – Наше особое беспокойство вызывают по-прежнему низкая доступность лекарственной терапии, а также отсутствие развития амбулаторного звена, проблемы с маршрутизацией и диагностикой». 

Доступность инновационной терапии, действительно, является одним из ключевых вопросов развития российской онкогематологической службы. Для того, чтобы обеспечивать доступ пациентов к таргетным препаратам, необходимо модернизировать принципы финансирования, в частности в рамках программы ВЗН.

«Мероприятия, направленные на повышение продолжительности жизни населения, неизбежно приводят к увеличению затрат системы здравоохранения. За последние 15 лет число нозологий, включенных в программу ВЗН, выросло в 2 раза, и это повлекло за собой существенное увеличение бюджета, – пояснил Илья Дьяков, генеральный директор АНО «Научно-практический центр исследования проблем рациональной фармакотерапии и фармакоэкономики».При этом камнем преткновения в данном случае является принцип бюджетной нейтральности, согласно которому бюджеты не могут раздуваться, а включение в список нового препарата возможно только при условии, что это не повлияет на увеличение затрат в рамках нозологии».

Данное положение фактически запрещает включение в список ВЗН более эффективных препаратов, так как акцент на бюджете не учитывает эффективность терапии. Еще одной существенной проблемой является то, что ряд препаратов из списка уже вышел из разряда высокозатратных. По словам Ильи Дьякова, вывод подобных лекарственных средств из программы ВЗН позволил бы высвободить порядка 10 млрд рублей.

По мнению эксперта программа ВЗН очевидно требует модернизации. Необходимо исключить из нее формально не относящиеся к высокозатратным МНН, скорректировать бюджетное правило с учетом эффективности препаратов, включаемых в списки, и отдавать приоритет инновационным высокоэффективным высокозатратным препаратам. Все это позволит существенно улучшить доступность инновационной терапии для пациентов и повысить их доверие к предпринимаемым государством мерам по оптимизации онкогематологической службы.