Волонтеры предлагают разработать и внедрить стандарты равного консультирования

Волонтеры, имеющие личный опыт выхода из сложных ситуаций и готовые помогать таким же, как они, предлагают разработать и внедрить стандарты рваного консультирования.  По мнению объединяющих их общественных организаций, это поможет более системно оказывать поддержку и помощь тем, кто столкнулся с серьезной проблемой, а также позволит развивать диалог с государством по вопросам совершенствования социального сектора. Эти предложения были озвучены на прошедшей в Москве конференции «Равный фест».

Равное консультирование — это информационная, эмоциональная и практическая помощь человеку, оказавшемуся в сложной ситуации, от человека с похожим личным опытом и необходимой подготовкой. По данным опроса, проведенного организаторами конференции «Равный Фест 2023», в России сегодня около 5 тыс. человек выступают в роли равных консультантов. Они помогают людям с онкологическими заболеваниями, ВИЧ и психическими расстройствами, работают с приемными родителями, матерями, воспитывающими детей с инвалидностью, и другими людьми в уязвимом положении.

Екатерина Башта, исполнительный директор фонда «Александра», занимающегося поддержкой людей с онкологическими заболеваниями и их близких: «Служба равного консультирования нашего фонда работает уже не один год, и мы видим, что с каждым годом потребность в ней растет. Каждый день мы получаем множество звонков от людей, которым впервые поставлен диагноз «рак», и которые находятся в растерянности и страхе за свое будущее. Мы пришли к тому, что оказание этой помощи должно строиться уже не только на желании и опыте равных консультантов, но и на некоторых общих принципах и стандартах, стать более профессиональным».

Сегодня равное консультирование в России в большей степени представляет собой волонтерскую деятельность. Однако в ряде случаев равный консультант получает за свои услуги денежное вознаграждение. Чтобы этот процесс был прозрачным и четким, нужно ответить на вопросы: на основании каких принципов должна строиться его работа, какими должны быть требования к его обучению и т.д.

Анастасия Арсеничева, сооснователь Центра поддержки материнства «Душа мамы», который оказывает помощь женщинам, ставшим матерями: «Два месяца назад мы вместе с коллегами из фонда “Александра” и ассоциации “Е.В.А.” создали рабочую группу для обсуждения стандартов деятельности равных консультантов. Мы уже разработали первые варианты возможных критериев самого понятия ‘’равный консультант’’, определили базовые стандарты их компетенций и деятельности, подходы к их обучению, организации самого процесса равного консультирования. Стандартизация оказания этого вида помощи важна, так как позволяет разным сообществам и организациям взаимодействовать друг с другом на общей основе, эффективно обмениваться опытом».

Одним из важных аспектов стандартизации этой деятельности является вопрос так называемой безопасности, которая касается как «клиента», то есть человека, получающего консультацию, так и самого равного консультанта: если консультант знает, как не навредить себе, он не навредит и тому, кому помогает. 

Екатерина Сидорова, онкопсихолог, куратор и тренер равных консультантов в онкологии проекта «Я рядом», помогающего семьям, имеющим ребенка-инвалида: «Равный консультант обязан действовать исключительно в рамках своих компетенций, создавать для своего клиента атмосферу безопасности, доверия, конфиденциальности и толерантности. То есть его работа не должна наносить какого бы то ни было ущерба ни здоровью, ни социальному положению человека, получающего помощь. В случае, когда мы говорим о безопасности для самого консультанта, мы имеем в виду внимательное отношение к себе, профилактику выгорания, умение восстанавливать собственные ресурсы и своевременное обращение за сторонней помощью к коллегам и супервизорам тогда, когда это необходимо. Его состояние напрямую влияет на качество оказываемой им помощи».

На данный момент в нашей стране не существует стандартной программы подготовки равных консультантов на государственном уровне. Между тем подобная инициатива могла бы помочь позиционировать равное консультирование как профессию, упростить вхождение в медицинские структуры и более плотное взаимодействие с государством. 

Юлия Годунова, директор Ассоциации пациентов и специалистов, помогающих людям с ВИЧ, вирусными гепатитами и другими социально значимыми заболеваниями «Е.В.А.»: «Наша организация получила государственную лицензию и разработала собственный курс обучения равных консультантов, рассчитанный на 160 часов. В него входят 6 основных модулей – основы социальной работы, равное консультирование как социальная услуга, правовые аспекты равного консультирования, профилактика профессионального выгорания, организационные аспекты работы и практические навыки отработки. Благодаря обучению наши равные четко понимают рамки своих компетенций, могут оказывать социо-медицинские услуги и пользуются большим доверием врачей».

Между тем сообщество равных консультантов обеспокоено тем, что стандартизация оказываемой ими помощи неизбежно уменьшит широту волонтерского движения, связанного с ней. Виктория Правдикова, учредитель и руководитель службы равного консультирования фонда «Александра»: «За почти 2 года работы нашей службы мы наблюдаем, что формализация в определенном смысле обесценивает ядро волонтерской истории, в частности опыт и желание человека помогать. Это важный аспект, который также следует учитывать в процессе подготовки общих стандартов».

Разработка стандартов подготовки равных консультантов находится на начальном этапе, поэтому крайне важным является участие в рабочей группе представителей разных сфер, которые вовлечены в процесс оказания равной помощи. Это позволит сделать разрабатываемый «Кодекс равного консультирования» действительно полезным и нужным документом. Помимо работы над этим документом, представители сообщества сегодня собирают подписи под обращением в Правительство РФ об учреждении в нашей стране Дня равного консультанта.