Евразийская Академия надлежащих практик организовала межведомственный диалог с отраслью в рамках GMP-конференции

27 сентября 2023 года Евразийская Академия надлежащих практик провела панельную сессию «Системный взгляд на отраслевое образование как фактор опережающего развития фарминдустрии». Дискуссия состоялась на площадке VIII Всероссийской GMP-конференции, ключевого мероприятия в сфере надлежащих практик и обеспечения качества лекарственных средств, организатором которого выступил Минпромторг России совместно с ФБУ «Государственный институт лекарственных средств и надлежащих практик».

Исполнительный директор Евразийской Академии надлежащих практик, доктор фармацевтических наук, профессор, академик Ирина Спичак, открывая сессию в качестве модератора, отметила, что диалог Минпромторга, Минобрнауки и Минздрава с представителями фармпредприятий организован впервые. Его цель – проанализировать проблемы в сфере отраслевого образования и найти пути преодоления дефицита квалифицированных кадров, риск нарастания которого грозит сдерживанием темпов импортозамещения, развития отрасли, внедрения и масштабирования инноваций.

С оценкой кадрового дефицита выступила генеральный директор GxP news Ирина Новикова. «Опрос участников рынка, проведенный порталом GxP news, позволяет говорить о том, что в ближайшие 2–3 года дефицит кадров в фармотрасли достигнет 25–30% и будет носить критический характер. Наибольшая конкуренция ожидается в секторе исследований и разработок, проведения клинических исследований, обеспечения технологических производственных процессов. Существенно возрастут затраты фармкомпаний на удержание персонала, повышение квалификации и переподготовку кадров. 68% респондентов указали на снижение престижа профессии и ее привлекательности для абитуриентов. В такой ситуации необходимы меры по усилению просветительской и профориентационной работы с акцентом на возможности построения карьеры на фармпроизводстве», – убеждена Ирина Новикова.

Также она отметила отсутствие отраслевой аналитики и обобщенных статистических данных по кадровому обеспечению отрасли, что является следствием отсутствия органа или полномочных лиц, осуществляющих функции по мониторингу кадрового потенциала для фарминдустрии. При этом есть тревожные сигналы. Так, количество резюме фармацевтических и медицинских работников по состоянию на август 2023 года снизилось на 22% за год. Индекс HeadHunter (соотношение резюме к количеству вакансий фармпредприятий) составляет 2.0. При значении от 1.9 и меньше ситуация характеризуется как «острый дефицит кадров» и становится критической. В 2023 году количество выпускников школ, сдававших ЕГЭ по химии, уменьшилось на 22% по сравнению с 2022 годом и на 20% – за последние 5 лет. Количество выпускников школ, сдававших ЕГЭ по биологии, уменьшилось на 19% за последние 5 лет. Только 44% учеников 9 класса планируют получать высшее образование.

Многие спикеры в своих выступлениях отметили растущий компетентностный разрыв из-за отсутствия практики в вузах. «Преимущественно обучение строится на теоретической основе, а содержать полноценный симуляционный центр вузы позволить себе не могут. В результате сформировался колоссальный разрыв между тем, что преподают в профильных университетах, и требованиями к специалистам на реальном производстве. У большинства преподавателей, в свою очередь, тоже не хватает опыта практической деятельности. Достичь кадрового баланса в отрасли можно только при условии включения практических знаний в программы магистратуры, повышения квалификации специалистов на протяжении всей карьеры, а также организации стажировок для преподавателей на фарпредприятиях», – подчеркнула заведующая кафедрой промышленной фармации Сеченовского университета, член-корреспондент РАН, доктор фармацевтических наук, профессор Наталья Пятигорская. 

Опытом решения кадровых проблем в Узбекистане поделился директор ГУП «Центр надлежащих практик» Агентства по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан, ректор института фармацевтического образования и исследований Азиз Дусматов. По его словам, успехи и проблемы у наших стран общие. В республике пошли по пути создания технопарка. «Одним из амбициозных проектов, который в 2020 году был представлен нашим агентством, стало строительство «Ташкент Фарма парка» площадью 130 гектаров, – рассказал Азиз Дусматов. – Технопарк объединит в себе фармацевтический технический университет, научно-исследовательские центры и лаборатории, фармакопейный центр, учебно-научные лаборатории. Кластер будет развивать фармацевтическую отрасль путем внедрения ноу-хау и высоких технологий. Первым в кластере заработал университет. Сейчас активно решается вопрос с преподавательским составом». Кроме этого, в 2021 году в Республике создано первое негосударственное высшее учебное заведение – Фармацевтический институт образования и исследований. Для максимального внедрения в учебный процесс практических навыков в образовательный процесс интегрированы четыре аккредитованных лаборатории созданного ранее Фармацевтического инновационного Центра и двух фармацевтических производственных предприятий ООО «Ремеди Групп» и «Асептика».

Что касается российских фармацевтических вузов, то они пока рассматривают в качестве основных работодателей для своих выпускников аптеки. И это еще одна причина кадрового кризиса в фарминдустрии. Такое мнение высказала исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций Лилия Титова. «Основной запрос от работодателей – на специалистов с наличием компетенций в области технологии производства и контроля качества, знаний современного лабораторного оборудования, способностей развивать науку. При этом ни у одного вуза нет возможности дать полноценную практическую подготовку, – констатировала она. – Программы нужно корректировать с привлечением специалистов-практиков. Очевидно, что на базе вуза невозможно, да и нецелесообразно открывать минизавод или даже миницех, поэтому наступило время создания специализированного центра, который сможет дать именно те знания и навыки, с которыми выпускник будет востребован в фармпромышленности». К преимуществам такого центра Лилия Титова отнесла оснащение технологическим оборудованием, наличие симуляционных программ, привлечение в качестве преподавателей практикующих специалистов.

С таким мнением согласилась директор по качеству ГК «Р-Фарм» Татьяна Вязьмина. «Кадры, как известно, решают все, поэтому очень важно, какое базовое образование получают будущие специалисты и какими практическими навыками они обладают при стар

те работы на производстве, – уверена она. – Например, в России есть специалисты микробиологи, ученые, которые изучают и работают с микроорганизмами, но их компетенции и практические навыки далеки от ожиданий работодателей – фармацевтических производств.

Необходимо провести опрос среди фармпредприятий и выявить их ожидания по набору компетенций от соискателей  на работу.

Надо начинать заниматься популяризацией профильных предметов таких, как химия, биология прямо со школы. Необходимо стимулирование познавательного интереса к фармотрасли и помощь в профориентации школьников, в том числе, есть потребность открывать больше специализированных фармацевтических классов.

Следует повышать престиж фармацевтических специальностей на различных форумах, фестивалях и  конкурсах, таких, как например,  GxP Фест».

В отсутствие выстроенной системы практического обучения фармкомпании вынуждены на своем уровне инициировать процесс сближения образования с практикой. Когда молодой специалист только приходит на работу, его надо научить правильным навыкам и передать ему профессиональные компетенции, а это большие временные затраты экспертов и наставников. «Р-Фарм» в этом отношении обладает уникальным опытом, применяя комплексный подход к подготовке кадров с 2014 года. Проводится работа со школьниками, студентами колледжей и вузов, реализуется стипендиальный проект, проводятся разнообразные чемпионаты профмастерства, биотурниры и другие мероприятия.

Татьяна Вязьмина поддержала мнение коллег о необходимости открытия симуляционных центров коллективного пользования, чтобы компании не тратили время на подготовку и адаптацию новых сотрудников. «Создание собственных обучающих центров означает дополнительную финансовую нагрузку, нести которую могут позволить себе только лидеры рынка. У небольших и новых фармпроизводителей практически нет возможности и опыта в подготовке своих квалифицированных кадров. Фармотрасль стоит перед острой необходимостью в выстроенной вертикали образования, которая поможет решить задачу по обеспечению лекарственной безопасности страны», – подчеркнула она.

Директор ФБУ «ГИЛС и НП» Минпромторга России Владислав Шестаков предложил с привлечением экспертов аналитического центра при институте разработать анкету и провести опрос отрасли, чтобы выявить потребности фарминдустрии в кадрах по специальностям. Участники сессии поддержали такую инициативу.

Что касается преодоления разрыва между теорией и практикой, то Владислав Шестаков обратил внимание на опыт Ирландии. Там успешно работает отраслевой центр, где студенты приобретают практические навыки, действующие специалисты развивают свои компетенции, фарминспекторы повышают квалификацию. Это не коммерческий проект, центр содержится при поддержке государства и международных холдингов. Владислав Шестаков предложил обсудить идею создания такого образовательного хаба, с помощью которого можно было бы решать задачу кадрового обеспечения не только России, но и стран ЕАЭС и других дружественных государств. «Уникальная симуляционная база, оснащенная современным высокотехнологичным оборудованием и полностью воспроизводящая производство твердых лекарственных форм, стерильных и биофармацевтических препаратов, а также производственный лабораторный комплекс-развитие данного проекта напрямую определит возможность подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающих мировым стандартам и требованиям, а значит будущее нашей фармацевтической отрасли», - подчеркнул Владислав Шестаков. 

Присутствующие в зале представители фармкомпаний выразили единогласную поддержку данной инициативы. В частности, директор по качеству компании «Акрихин» Фаиза Ягудина подчеркнула важность и своевременность создания симуляционного образовательного центра. «Это новый весомый вектор в подготовке специалистов, который сильно поможет фармпроизводителям. Не каждая компания имеет возможность доучивать специалистов. После вуза мы почти год обучаем выпускников работать в автоматизированных и аналитических системах – и это огромная нагрузка для всех фармпроизводителей. Бизнес не может тратить столько ресурсов на образование сотрудников. Каждый должен заниматься своим делом, поэтому будем очень признательны, если прозвучавшая идея будет внедрена в жизнь», – отметила она.

Также слова поддержки в пользу создания симуляционного центра прозвучали со стороны советника по вопросам качества, трансфера технологий компании «Скопинфарм» Вячеслава Горячкина. «Я бывал в подобных инновационных центрах за рубежом и уверен, что с созданием отечественного центра у фармотрасли появится шанс получить специалистов, которые после окончания вуза будут готовы сразу подойти к решению узких задач на производстве», – отметил он и добавил, что «Скопинфарм» активно участвует в подготовке кадров и недавно оказал спонсорскую поддержку по внедрению симуляционного комплекса «Виртуальный завод для вузов» в Рязанском медицинском университете. 

С необходимостью продолжить межведомственный диалог по развитию отраслевого образования согласилась начальник отдела среднего и высшего профессионального образования Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Евгения Панасенко. Она рассказала, что Минздрав предлагает много механизмов для обучения специалистов отрасли, но фармпредприятия их в полной мере не используют. Это касается, в частности, целевого обучения. «Ежегодно мы предоставляем фармкомпаниям возможность формировать потребность в целевой подготовке будущих провизоров, вместе с тем, этим ресурсом пользуются единицы», – сказала она.

В продолжение заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Алексей Левченко отметил: «Ожидания отрасли и развитие системы образования – это процесс с двусторонним движением, сейчас оно отсутствует, и нам предстоит разобраться в причинах происходящего. Возможно, предприятиям непонятен механизм или предоставляемые возможности. Фармпроизводителям в целом нужно занять более активную позицию по формированию своих кадровых потребностей в долгосрочной перспективе и транслировать их через курирующие органы власти».

Подводя итоги сессии, Ирина Спичак подчеркнула, что первый межведомственный диалог Минпромторга, Минобрнауки и Минздрава с отраслью прошел очень плодотворно, были высказаны разные мнения, обозначены актуальные проблемы и намечены точки взаимодействия по дальнейшему развитию практико-ориентированного подхода в сфере подготовки кадров. Все стороны проявили высокую заинтересованность во взаимодействии и пришли к единому мнению, что только системный подход и понимание интересов друг друга позволит в корне изменить нынешнюю ситуацию с отраслевыми кадрами.