Через фармацию - к биотехнологии

Студентка третьего курса (ныне – уже четвертого), фармацевтического факультета Пятигорского медико-фармацевтического института (ПМФИ) – филиала ВолгГМУ Мира Каткова в течение двух месяцев проходила летнюю стажировку в московском подразделении крупной российской биотехнологической компании BIOCAD.

Данная компания предъявляет очень высокие требования к кандидатам для прохождения стажировок, и в список финалистов студентка из Пятигорска попала в результате серьезного конкурсного отбора, который проходил в несколько этапов.

Что дала в итоге стажировка, и какие новые перспективы своей будущей профессии провизора увидела студентка – в ее интервью.

- Мира, для начала, пожалуйста, расскажите немного о себе: откуда Вы родом? Какие предметы любили в школе, какие – в вузе?

- Я выросла в городе Кисловодске. В гимназии №19 я обучалась в естественно-научном классе. Среди предметов школьной программы я отдавала основное предпочтение биологии и неорганической и органической химии и уже тогда сделала свой выбор в пользу медицины! Завораживающие своей красотой и тайной опыты в кабинете химии окончательно сформировали мой выбор профессии. И в итоге я поступила на специальность «Фармация» в Пятигорский медико-фармацевтический институт.

Уже в годы обучения непосредственно в вузе, я столкнулась с множеством интересных дисциплин…, - и тут я затрудняюсь ответить о приоритетах! Конечно же, это и аналитическая химия, фармацевтическая химия, фармакология, фармацевтическая и биотехнология. Более того, очень интересно изучать какие-то отдельные темы, участвовать в конференциях с соответствующими докладами. Это дает возможность сделать маленькие открытия, пока, конечно, для себя и моих сокурсников - участников конференции.

- Что-то можете привести в пример?

- В рамках Недели науки в ПМФИ, например, я участвовала в ежегодной студенческой конференции «Актуальные вопросы современной фармакологии» в секции «Новые направления в лечении аутоиммунных и возрастных заболеваний». Изучила разные лекарственные препараты, в том числе, и от компании BIOCAD. Конечно, исследуя многие лекарственные препараты, сразу хочется увидеть и процесс их разработки, изготовления и многое другое.

- Мира, откуда Вы узнали про стажировку в BIOCAD, и чем Вас привлекла именно данная компания?

- На сайте нашего вуза была опубликована информация о наборе на летнюю стажировку в BIOCAD, и я не могла упустить такой возможности, очень хотелось реализоваться на таком значимом для меня направлении.

-Трудно ли было пробиться в число лучших в результате конкурсного отбора?

-  Нет, на мой взгляд, это было нетрудно, достаточно было выполнить задания, написать мотивационное письмо и составить резюме. То есть годы моей учебы и мои знания поработали на меня.

Сами трудности начались во время ожидания оценки моей заявки. Я каждый день проверяла свою почту:) И вот, ура! Наступил решающий тур отбора - со мной связались и сообщили, что ждут меня стажёром в группу трансфера и валидации в компанию BIOCAD! Это было очень приятно.

-Как Вы рассказывали ранее, к финальному этапу – собеседованию все-таки пришлось основательно подготовиться?

- Да. Так как на третьем курсе мы только начинаем изучать специальные дисциплины, я обратилась за советом к заведующему кафедрой фармацевтической технологии с курсом медицинской биотехнологии нашего вуза, доктору фармацевтических наук Дмитрию Владиславовичу Компанцеву, который ведет занятия в научном кружке, где я занимаюсь. Дмитрий Владиславович снабдил меня необходимой специальной литературой, чтобы я могла лучше разбираться в основах современного фармацевтического производства, в том числе, с правилами надлежащей производственной практики (т.н. GMP).

Согласно этим правилам и выстраивается весь производственный процесс, включая требования к качеству лекарственной продукции. Пришлось студентке ПМФИ попотеть и над отдельными главами настольной книги провизоров – Государственной фармакопеи России.

В итоге, Мира Каткова успешно прошла собеседование, где ей действительно попались темы, которые она освоила дополнительно под руководством Д.В.Компанцева - о классах чистоты помещений на фармпредприятии и другие.

-В чем состоял сам конкурсный отбор на стажировку? Можете привести примеры из тестового задания; и что Вы написали в мотивационном письме?

-По моему направлению трансфера и валидации были не только теоретические вопросы, но и задачи.  В одной из них нужно было рассчитать концентрацию спирта, в другой - найти количество субстанций, которые необходимо добавить к технологическому раствору.

В теоретических вопросах встречались такие термины, как валидация и квалификация, классы чистоты. А также вопросы по нормативной документации, про виды операций, осуществляемых в чистых помещениях.

В мотивационном письме я писала о том, чем меня заинтересовала компания и свои ожидания от стажировки.

-Где Вы проходили стажировку? В каком отделе работали, что Вам поручали?

 - Я проходила стажировку на производстве BIOCAD в городе Зеленограде с 22 июня по 19 августа в лабораторно-исследовательском подразделении компании.

У меня был наставник, от которого я получала основную информацию и задания. Вместе с ним мы определили цели моей стажировки.

В мои должностные обязанности входили: работа в системе документооборота; подготовка протоколов и отчётов трансфера производства препаратов и валидации процессов в подразделении ПК-137, где я работала; актуализация документации системы менеджмента качества в рамках предприятия; изучение стандартных операционных процедур и множество других важных и интересных задач.

Как уточнили в компании BIOCAD, перед стажером Мирой Катковой были поставлены следующие задачи:

  • разработка процедуры обработки данных проточной цитометрии;
  • оптимизация подхода к анализу данных клеточных тестов на основании международных требований;
  • разработка алгоритмов и процедур обработки данных;
  • участие в обработке и интерпретации полученных результатов.

Группа валидации и трансфера технологии - это один из самых интересных и ответственных участков на фармацевтическом предприятии. Сотрудники этого отдела, как правило, работают с самыми передовыми научными технологиями.

-Какие знания, полученные в ПМФИ, Вам особенно пригодились, каких не хватало; что планируете «подтянуть», вернувшись к учебе?

-Все изучаемые нами дисциплины напрямую связаны друг с другом, поэтому выделить конкретно что-то одно невозможно. Пригодились знания и по фармацевтической химии, и по фармацевтической технологии, также у меня сформировалось понятие о таких дисциплинах, как биотехнология и заводская фарм. технология, так как на 3-м курсе мы их ещё не проходим.

А еще очень здорово, что в самой компании BIOCAD есть система обучения сотрудников, где я в свободное от работы время изучала интересующие меня лекции от специалистов компании по фармразработке, клиническим и доклиническим исследованиям, управлению СМК (системой менеджмента качества), валидации процессов, жизненному циклу препаратов, транспортировке ЛС за рубеж, биотехнологии. Это помогло мне окончательно определиться с тем, чем я хотела бы заниматься по окончанию учебы в ПМФИ.

-Так что же дает стажировка?

- Процитирую моего коллегу-стажёра из ПМФИ: «Стажировка дает осознание своего будущего пути, возможность попробовать и изучить что-то новое или применить на практике уже полученные в институте знания.

Стажировка – это реальная возможность изучить крупную фармацевтическую компанию изнутри».

Впереди еще два года учебы в вузе. Буду пытаться вновь попасть на стажировку, а по окончанию ПМФИ - устроиться в BIOCAD преимущественно по биотехнологическому направлению. Я уверена, что это правильный выбор, т.к. биотехнология стремительно развивается, и за ней будущее.

-Что посоветуете студентам ПМФИ в плане выстраивания своей карьеры?

-Не бояться трудностей, пробовать новое, верить в себя и свой успех!

Ставить цели и выстраивать пути достижения к ним!

А абитуриентам я хочу посоветовать: поступайте к нам в ПМФИ! Если Вы не боитесь трудностей, любите химию и биологию, стремитесь узнать что-то новое, здесь есть, чему научиться, и все это поможет найти свое место в жизни!

Практический опыт студентки ПМФИ также прокомментировали в ВУЗе. 

Заведующий кафедрой фармацевтической технологии с курсом медицинской биотехнологии ПМФИ, доктор фармацевтических наук Дмитрий Владиславович Компанцев:

-Теоретическое содержание курса и практические занятия по фармацевтической технологии, биотехнологии и биофармации в вузе обеспечивают хороший базовый уровень знаний. Именно это и способствует быстрой адаптации наших выпускников к требованиям современных фармацевтических и биофармацевтических предприятий.

Что касается успехов Миры Катковой, важно и ее стремление освоить множество умений сверх учебной программы. Например, она является активным участником студенческого научного общества нашей кафедры. Участники кружка получают дополнительные знания и навыки, необходимые для работы именно в подразделениях фармацевтических и биотехнологических компаний, занимающихся разработкой новых лекарств.

Директор ПМФИ, Заслуженный врач Российской Федерации, доктор психологических наук, профессор Ольга Альбертовна Ахвердова:

-Опыт нашей студентки Миры Катковой ещё раз подтверждает, что диплом ПМФИ был и остается гарантом качественного образования в области фармации в самом широком понимании данного вопроса. Как и прежде, наши выпускники становятся успешными лидерами отрасли, работая на самых различных участках от розничного звена фармацевтического завода до государственных органов - регуляторов системы на самом высоком уровне!

Вполне естественно поэтому, что организация образовательного процесса в институте сегодня позволяет студентам быстро адаптироваться к требованиям работодателей, в том числе, в таких высокотехнологичных компаниях, как BIOCAD.

Подготовила Светлана Богданова. Фото Миры Катковой предоставлено пресс-службой компании BIOCAD и самой Мирой Катковой.