RNC Pharma: крупные оптовики опережающими темпами наращивают клиентскую базу

Москва, РФ – Аналитическая компания RNC Pharma представляет Рейтинг российских фармдистрибьюторов по итогам 1-3 кв. 2021 г.

Новый созыв Госдумы РФ собирается продолжить работу над законопроектом, содержащим ограничения для фармритейла и оптовых компаний, но при этом демонстрирует готовность к пересмотру отдельных положений, скажем, предельного размера маркетинговых бонусов. Вопрос кажется узкоспециализированным, но от него напрямую зависит как стабильное существование российской фармрозницы, так и ценовая политика на всех этапах движения товара.

Значительный рост цен и без того продолжается на фармрынке второй год подряд и факторов, влияющих на повышение индекса цен более чем достаточно. К тому же в текущем году инфляционный фактор фактически формировал общую динамику российского фармрынка, и, если бы не расширение финансирования в госсекторе, темпы развития выглядели бы куда хуже. Конечно, участники рынка вынуждены реагировать. Во-первых, представители отрасли перешли от стадии «отрицания» к этапу «торга», так представители РААС выступили с заявлением о намерении активно лоббировать предложение о необходимости кардинального увеличения ассортимента, разрешённого для продажи в аптеках. Вообще, если маркетинговые бюджеты действительно серьёзно ограничат, это, наверное, единственный способ уравновесить ситуацию в ритейле, который поможет увеличить фронт-маржу без существенного повышения цен.

Для оптовиков это не только возможность нарастить выручку за счёт поставок дополнительного ассортимента, такое решение стало бы важным стабилизирующим фактором, предохраняющем ритейл от массовых банкротств и минимизирующих финансовые потери. К тому же эта мера помогла бы несколько повысить шансы офф-лайн розницы, да и собственных он-лайн проектов дистрибьюторских компаний в ходе конкурентной борьбы с активно развивающимися маркетплейсами, которые неизбежно отнимают потребителей у фармритейла в т.ч. за счёт широты ассортиментной матрицы.

Вторая стратегия предполагает простое масштабирование деятельности, так крупные фармдистрибьюторы, ориентированные на поставки в розницу, активно наращивали свою клиентскую базу. Справедливости ради надо отметить, что этот процесс стартовал ещё в 2020 г., тогда относительно показателей 2019 г. общее количество точек отгрузки для ТОР-3 российских фармдистрибьюторов увеличилось на 10,5%, до этого клиентская база крупных оптовиков росла в лучшем случае на 1,5–2% в год. Причём рост количества точек отгрузки происходил на фоне довольно серьёзной чистки клиентского портфеля отдельными компаниями.

Таб. ТОП-15 фармдистрибьюторов по доле рынка прямых поставок ЛП (с учётом федеральной и региональной льготы), в денежном выражении, по итогам 1–3 кв. 2021 г.

 

Рейтинг

Дистрибьютор

Центральный офис

Доля на рынке отгрузок в точки конечной реализации ЛП, %

1–3 кв. 2021 г.

1–3 кв. 2020 г.

1

Пульс

Химки

13,5

13,3

2

Катрен

Новосибирск

11,8

11,3

3

Протек

Москва

11,8

13,0

4

Р-Фарм

Москва

6,1

4,4

5

ФК Гранд Капитал

Москва

5,6

4,8

6

Фармкомплект

Н.Новгород

5,1

5,1

7

БСС

С.-Петербург

3,5

3,0

8

Ирвин 2

Москва

2,3

1,8

9

ПрофитМед

Москва

2,0

2,0

10

Агроресурсы

Кольцово

1,7

1,6

11

Джи Ди Пи

Москва

1,6

1,9

12

Авеста Фармацевтика

Москва

1,6

1,7

13

Ланцет

Москва

1,3

1,4

14

Фармимэкс*

Москва

1,2

1,2

15

АСФАДИС

Москва

1,2

1,3

*экспертная оценка

Источник: RNC Pharma®: Рейтинг российских фармдистрибьюторов