Надежда Ивановна Рожкова рассказала о новых достижениях в лечении РМЖ и перспективах развития помощи онкобольным

О новых достижениях в лечении РМЖ и перспективах развития помощи онкобольным рассказала профессор, заслуженный деятель науки РФ,  заведующая национальным центром онкологии репродуктивных органов МНИОИ им. П.А.Герцена - филиал ФГБУ «НМИЦР» МЗ РФ, профессор кафедры клинической маммологии, лучевой диагностики и лучевой терапии ФГАОУ ВО ФНМО МИ РУДН,  президент Российской Ассоциации Маммологов Надежда Ивановна Рожкова.

- Надежда Ивановна, какая на сегодняшний день статистика и специфика российской системы онкопомощи в связи с РМЖ?

- В последние годы большинство стран мирового сообществаобеспокоены проблемой сохранения женского здоровья и, в частности, ранней диагностикой и профилактикой рака молочной железы (РМЖ).По данным статистики, в мире зарегистрировано

В России2020 г., это заболевание сохраняет лидерство среди других злокачественных новообразований.

Прирост заболеваемости раком молочной железы за 10 лет достиг почти 38% и составил до 74490 человек.В 2020 г. его распространенность достигла 500,3 на 100000 населения, в абсолютных числах – 734587 пациентки с диагнозом РМЖ. Соотношение показателей заболеваемости и смертности в Евросоюзе и США (5,2 и 6,2 соответственно) выше, чем в России – 3,2.

Особую обеспокоенность у специалистов вызывает стремительное «омоложение» рака: за 10 лет заболеваемость женщин в возрасте 15–44 лет выросла на 64%.

Мировые данные, к сожалению, не утешительны. Было подсчитано, что каждые 30 мин заболевает раком одна женщина, каждый час умирает одна пациентка, а 47 детей ежедневно лишаются матерей.

- Есть ли новые достижения в лечении и какие новые методы выявления заболевания на ранней стадии доступны пациентам?

- Тем не менее, есть и положительные тенденции. Еще лет 30-40 назад мы выявляли I и II стадию РМЖ лишь в 13-16% случаев, число ошибок при распознавании рака при этом достигало 36%. К настоящему времени цифра диагнозов на ранней стадии достигла 72%. Это дало возможность не применять радикальные операции, а выполнять органосберегающее лечение, сохраняющее молочную железу, красоту женщины, ее социальную и трудовую активность.

Такие успехи достигнуты благодаря бурному развитию технологий в области рентгенорадиологических решений, онкопластической хирургии, лекарственного лечения, высокодозной прецизионной лучевой терапии.

Так, внедренный в практику онкомаммоскрининга 50 лет назад метод рентгеновской маммографии и на сегодняшний день является безальтернативным методом для выявления всех известных вариантов проявления непальпируемого (непрощупываемого) РМЖ. Также во многих странах сейчас активно используется методика маммографического исследования с технологией томосинтеза. Это рентгенографический метод для послойного сканирования молочной железы с последующей реконструкцией изображения. Использование томосинтеза повышает выявляемость РМЖ до 90%.

Кроме того, современные маммографы дают возможность воспользоваться технологиями искусственного интеллекта, чтобы автоматически анализировать изображения. Такая программа самостоятельно отдает приоритет снимкам с вероятностью наличия злокачественного образования и выделяет очаги неблагополучия. Это помогает нашим врачам существенно сократить вероятность диагностических ошибок и ложноположительных результатов.

Активное развитие молекулярно-генетических исследований в значительной мере приблизило нас к пониманию механизмов развития рака, и это также дало толчок для совершенствования методов более целенаправленного лечения в зависимости от молекулярного подтипа опухоли.

Все эти достижения науки развивались параллельно с совершенствованием организационных форм проведения обследования женщин. Уже несколько лет в нашей стране осуществляется диспансеризация женского населения с целью раннего выявления онкологических и других заболеваний разных локализаций, в которую входит и онкомаммоскрининг.

Скрининговая программа подразумевает разделение женщин на две группы в зависимости от частоты заболеваемости раком и плотности молочных желез (она значительно выше у молодых, что снижает эффективность маммографии). Поэтому женщинам от 19 до 40 летмаммографию как скрининговое обследование мы не делаем. Однако этой возрастной группе необходимо ежегодно посещать гинеколога и проходить обследование молочных железу него.Если выявляются отклонения от нормы, необходимо – пройти рентгеновскую маммографию и УЗИ.Женщинам в возрасте от 40 до 75 лет маммографию рекомендуем проходить один раз в 2 года. При наличии патологии показано дообследование с помощью УЗИ, МРТ и различных инвазивных методов, уточняющих природу заболевания.

Для уточненной диагностики и выявления самых начальных проявлений рака используют современные рентгенологические и ультразвуковые технологии послойного изучения структуры молочной железы – это рентгенологический томосинтез и автоматизированное панорамное ультразвуковое сканирование. Для выявления более тонких деталей изменения структуры применяю искусственное контрастирование при маммографии - метод двуэнергетической спектральной контрастной маммографии, которая по эффективности равна процедуре МРТ молочных желез с контрастированием.

Все эти методы мы выполняем в МНИОИ им. П.А.Герцена, который оснащен самым современным оборудованием, в том числе, диагностическим оборудованием производства GE, и располагает лучшими мультимодальными специалистами, владеющими всеми этими новейшими технологиями.

- Каковы перспективы развития помощи онкобольным?

- Среди факторов, влияющих на возникновение у женщины РМЖ, прежде всего можно назвать возраст старше 40, избыточный вес, хронические или острые стрессовые ситуации, психоэмоциональное перенапряжение. Также провоцирующей причиной могут стать любые гинекологические заболевания и нарушения менструального цикла. Нерожавшие женщины, не кормившие грудью, тоже могут входить в группу риска. Травмы, маститы, ушибы, операции на молочной железе в два раза повышают риск развития рака. Важен и наследственный фактор, о нем сейчас много говорят. Если у матери, сестры, тети, бабушки был гинекологический рак или рак молочной железы, значит, человек попадает в группу риска. И хотя сам риск невысок — 5-10%, могут присутствовать отягчающие факторы, такие мутации генов BRCA, и тогда он повышается до 80%. Этот факт можно проверить, сдав анализ крови на ДНК-исследование. В большинстве случаев с этой проблемой можно справиться медикаментозно.

Отдельно отмечу, что лечение РМЖ сейчас проводится комплексное, преимущественно щадящее, органосберегающее. Этому во многом способствовало развитие нового направления — онкопластической хирургии. Наши хирурги в Московском научно-исследовательском онкологическом институте им. П. А. Герцена делают великолепные операции, сохраняя женскую красоту и высокое качество жизни для пациенток.

В лучевой терапии тоже много высокоэффективных технологий, которые подбираются с учетом специфики конкретного пациента: разная доза облучения, разные виды излучения, в том числе высокоэнергетического, высокая точность попадания пучка излучения, не травмирующего окружающие ткани — для каждого пациента подбираются специальные протоколы.

Раньше нередко химиотерапия не приносила ожидаемых результатов. Теперь мы знаем, что рак имеет разные биологические характеристики, разный молекулярный подтип, в зависимости от которого, может быть более или менее злокачественным, что существенно влияет на течение заболевания, его исход и выбор лекарственной терапии. Но позитивный настрой, физическая активность, регулярные осмотры у специалистов, своевременное лечение доброкачественных заболеваний, уверенность в победе делает, может быть, даже больше, чем сами лекарства. Я абсолютно убеждена в том, что это 90% успеха.

В настоящее время активно развивается междисциплинарная интеграция, благодаря которой на стыке специальностей рождаются новые направления. Например, радиогеномика. Она позволяет по комплексу признаков медицинской визуализации с большой долей вероятности установить молекулярный подтип опухоли, что определяет показания к более расширенному обследованию перед назначением наиболее эффективного в данном конкретном случае лечения.